Артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей: зарядка для язычка

Что это такое гипертонус?

Под этим термином понимают нарушения мышечного тонуса, которые выражаются в перенапряжении мышц. Подобная проблема указывает на наличие определенных нарушений нервной системы. Стоит заметить, что повышенный тонус мышц у ребенка – распространенное отклонение, которое наблюдается практически у всех новорожденных, а все из-за продолжительного нахождения ребенка в позе эмбриона в утробе матери. Гипертонус может быть полным, охватывать и руки, и ноги или же распространяться только на верхние или нижние конечности.

Есть определенные тесты, которые помогают врачу диагностировать проблему. Их можно использовать для домашнего контроля:

  1. Рефлекс ходьбы. Во время нахождения малыша в вертикальном положении он стремится делать шаги. Если гипертонус у ребенка отсутствует, то эта способность пропадает после достижения возраста в 2 мес.
  2. Симметрия рефлексов. Положите чадо на спину и прижмите ему подбородок к груди. После этого нужно наблюдать за конечностями: верхние должны сгибаться, а нижние – разгибаться. Если голову наклонить вправо, конечности, находящие с этого бока должна выпрямляться, а с другого – стать напряженными. При наклоне влево происходит все наоборот. Когда все в норме, такой рефлекс исчезает через три месяца.
  3. Способность к тонусу. Положите малыша на живот, и он должен при этом поджать конечности. При нахождении на спине наблюдается расслабление рук и ног. Эта способность исчезает после трех месяцев.
  4. Ребенок располагается на руке лицом вниз. Во время нахождения в этой позе должно быть сокращение рук и расслабление ног. При нормальном состоянии голова и спина будут вытянуты в одну линию.

гипертонус что это такое

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как провести логопедические занятия для детей 3-4 лет дома?

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.

Занятия с логопедом

Кому заниматься с малышом?

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: программа развития ребенка от 2 до 3 лет: интересные упражнения на каждый день). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: развитие речи с 4-5 лет). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Гипертонус – причины

Существует определенный ряд причин, которые могут спровоцировать мышечное напряжение у детей:

  1. Наличие заболеваний, связанных с эндокринной и сердечно-сосудистой системой во время беременности.
  2. Гипертонус мышц у ребенка может быть вызван хромосомными аномалиями и врожденными заболеваниями.
  3. Травмы, полученные во время рождения, или выраженная внутриутробная гипоксия.
  4. Отклонения в развития и пороки головного и спинного мозга.
  5. Нахождение беременной женщины в стрессовом состоянии в течение первого периода и плохая экологическая обстановка.
  6. Сильный токсикоз на протяжении первого или последнего триместра, а еще курение и употребление алкоголя во время вынашивания, что могло стать причиной интоксикации.
  7. Гипертонус у ребенка может быть вызвать инфекционными заболеваниями, например, менингитом и энцефалитом, а еще травмами.
Это интересно:  Как вырвать молочный зуб в домашних условиях: завязываем нитку на зубе

Гипертонус у детей до года

Больше всего напряженность в мышцах заметна на первом месяце жизни. Важно понимать, что если ребенок старше месяца, находясь на животе, поворачивает голову в разные стороны, а ножками пытается ползти, это не патология, а свидетельства его нормально развития. Не является симптомом гипертонуса и желание малыша часто держать голову. Если родители правильно ухаживают за своим чадом, выполняют все предписания, то повышенный тонус мышц у младенца должен пройти, и к полугоду проблема в большинстве случаев полностью исчезает. В противном случае обязательно обратитесь к врачу.

Гипертонус у детей после года

Если родители не предприняли шагов, чтобы снять у малыша напряжение мышц, то ситуация будет только усугубляться. После года ребенок будет начинать пытаться ходить и с этим у него будут проблемы. К трем годам отклонения выражаются в ходьбе на цыпочках и нарушении мелкой моторики рук. Мышечный гипертонус у детей к пятилетнему возрасту может стать причиной возникновения многих проблем, например, отставание в развитии, а более сложных ситуациях может быть даже установлена инвалидность.

гипертонус у детей после года

Как определить гипертонус у ребенка?

Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, чтобы определить симптомы мышечного напряжения вовремя, поскольку они могут быть указанием на наличие серьезного неврологического заболевания.

  1. Малыш спит мало и беспокойно, причем при нахождении на спине он поджимает руки и ноги.
  2. Во время плача ребенка запрокидывает назад голову и сильно выгибается. Кроме этого, наблюдается дрожание подбородка.
  3. Описывая симптомы гипертонуса у ребенка, стоит упомянуть и о частых срыгиваниях и болезненной реакции на разные раздражители, например, свет и звук.
  4. До исполнения месяца ребенок уже удерживает голову и это не признак быстрого развития, а симптом напряжения мышц, что заставляет его выгибать шею и спину вперед.

Гипертонус языка у ребенка

В некоторых случаях встречается мышечное напряжение артикуляционных мышц: языка, губ, неба и мышц лица. Чтобы определить повышен тонус языка у ребенка или нет, попросите его открыть рот и если проблема есть, то язык будет двигаться назад и становиться «горой» или же, наоборот, вытягиваться вперед. Если напряжение в области рта и губ, то они плотно смыкаются, и будет наблюдаться затруднение произвольного открывания рта. Когда повышен тонус верхней губы, то рот будет приоткрытым и возникнет повышенное слюноотделение.

гипертонус языка у ребенка

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Упражнения Окошко и Чистим зубы
Упражнения Месим тесто и Чашечка
Упражнения Дудочка и Заборчик
Упражнения Маляр и Грибочек
Упражнение Киска и Поймай мышку
Упражнения Лошадка и Пароход
Упражнения Слоник и Индюки
Упражнения Орешки и Качели
Упражнения Часики и Блинчик
Упражнения Варенье и Шарик
Упражнения Гармошка и Барабанчик
Упражнения Мяч и Парошют
Упражнения Ворота и Замок закрыт
Упражнения Замок открыт и Ключик
Упражнения Спрятали ключик и Пора спать
Упражнения Лопатка и Тесто
Упражнение Вазочка и Варенье
Упражнения Мячик и Догонялки
Упражнения Карусели и Грибы собираем
Упражнения Часики и Кукушка
Упражнения Расстроились и Иголочки
Упражнения Катушка и Молоточек

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Упражнение Бегемот

Щенок

Упражнение Слоненок

Артикуляционная гимнастика в картинках

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Стишок про язычок

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнение Блинчик

Упражнение трубочка

Упражнение Грибок

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.
Это интересно:  Что делать, если у ребенка во рту появился герпес

Упражнение часики

Упражнение Качели

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Упражнение Ковшик

Упражнение Иголочка

Упражнение Чистим зубы

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Гимнастика для языка с соломкой

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в картинках
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки в картинках
Артикуляционная гимнастика для звука [Р]
Артикуляционная гимнастика для звука [Л]

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы
    было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя
    говорить звук «И».
  2. «Бублик». Улыбнуться, как при
    выполнении упражнения «Заборчик». Затем округлить губы и вытянуть их вперед,
    как бы произнося звук «О».
  3. «Непослушный язычок». Немного
    приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык
    губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».
  4. «Блинчик». Улыбнуться и держать
    широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были
    видны.
  5. «Остуди блинчик». Исходное
    положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук
    «Ф». Щеки при этом не надувать.
  6. «Чистим нижние зубки». Улыбнуться,
    приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы
    снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик
    языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края
    языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать
    спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.
  8. «Волшебная палочка». Улыбнувшись,
    открыть рот. Напряженный язык кончиком упирается в нижние зубы. Вдоль, по
    середине языка, кладется спичка или счетная палочка. Сомкнуть зубы и с силой
    выдохнуть воздух, чтобы получился длинный звук «С».
  9. «Футбол». Нужно заранее
    приготовить кусок ваты и 2 кубика. Пусть ребенок вытянет губы трубочкой и
    начнет дуть на ватку сильной струей так, чтобы загнать вату между кубиками.
    Воздушная струя должна быть сильной, не прерывистой. Не нужно надувать щеки.
  10. «Кто дальше загонит мяч?». Надо
    улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и сдувать
    кусочек ваты на противоположный конец стола. При этом можно произносить звук
    «Ф». Важно, чтобы ребенок во время выполнения задания не надувал щеки и не
    произносил звук «Х» вместо звука «Ф».
Это интересно:  Почему появляется запах ацетона изо рта у ребенка?

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  • «Варенье». Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  • «Фокус». Приготовить кусочек ваты. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка при этом прижаты к верхней губе, а по центру языка образован желобок. Нужно сдуть ватку, положенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на зубы, а нижняя челюсть была неподвижной.
  • «Приклей конфетку». Широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка кладется тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к нёбу за верхними резцами.
  • «Чашечка».
  • «Парус». Сделать «Чашечку», завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.
  • «Грибочек». Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.
  • «Маляр». Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

  • «Непослушный язычок».
  • «Пароход». Надо приоткрыть рот и
    произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен
    и находиться в глубине рта, а спинка языка при этом — подниматься к нёбу.
  • «Индюк». Рот приоткрыт, язык лежит
    на нижней губе и двигается широким передним краем по верхней губе, как бы
    поглаживая ее. Делать сперва медленно, затем убыстрять темп , добавив голос
    (должен получиться звук «бл-бл», как будто говорит индюк). Надо следить, чтобы
    язык был широким, а его движения были четко вперед-назад
  •  «Лошадка».
  • «Качели». Нужно улыбнуться,
    приоткрыть рот и положить широкий язык с внутренней стороны за нижние зубы.
    Удерживать 5-10 секунд. Затем поднять широкий язык за верхние зубы и также
    удерживать. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  • «Чистим зубы».
  • «Маляр».
  • «Барабан». Улыбнуться, открыть рот
    и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом звук «Д-д-д».
    Сперва произносить медленно, постепенно наращивая темп. В этом упражнении
    подвижным должен быть только язык. Он не должен быть подвернут. Звук «Д» четкий
    и сильный, при произнесении нужно ощущать воздушную струю.
  • «Автомат». Открыть рот,
    улыбнуться. Напряженным языком постучать в бугорки за верхними зубами,
    произнося при этом звук «Т-т-т» — сперва медленно, затем быстрее. Губы и нижняя
    челюсть при этом неподвижны. Кончик языка не подворачивается, а при
    произнесении ощущается выдыхаемая воздушная струя.

Массаж при гипертонусе мышц у ребенка

массаж при гипертонусе мышц у ребенка

Существуют разные виды массажей, главная цель которых – расслабить мышечное напряжение и снять спазм. Важно выбирать щадящие методики, учитывающие возраст и анатомические особенности ребенка. Массаж от гипертонуса у ребенка лучше доверить профессионалу, но если нет такой возможности, тогда можно делать его самостоятельно, но после консультации с врачом. Курс должен включать 10-15 сеансов и при необходимости его повторяют спустя месяц. Самостоятельно можно выполнять такие движения:

  1. Поглаживание пальцев на руке и ноге. Движения будут похожи на те, как при надевании перчаток.
  2. Поглаживания, двигаясь от плечевого сустава до ладони. Важно во время этого пропускать зону локтевого сгиба.
  3. Поглаживания бедер, голеней и стоп, но при этом аккуратно воздействовать нужно на зону коленных суставов, паха и внутренней части бедер.
  4. Растирания круговыми движениями нижних и верхних конечностей, спины и живота. Важно делать это после поглаживаний.
  5. Что касается стоп, то движения следует совершать от пятки к пальцам. Еще одно движение – рисование восьмерки на стопе, начиная с основания пальцев, перекрещивание в центре и заканчивая на пятке.

 

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Занятие с логопедом

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Источники
  • https://womanadvice.ru/gipertonus-u-rebenka-vse-prichiny-i-luchshee-lechenie
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej.html
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika
  • https://medicina-top.ru/%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%83%D1%81-%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D1%86/
  • https://drreshtovskaya.ru/departments/gnatologiya/gipertonus-zhevatelnyh-myshc/
  • https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/artikulyacionnaya-gimnastika/

Врач-стоматолог-терапевт. Пародонтолог. Врач высшей категор. Специалист высокого класса. Специализируется на лечении кариозных и не кариозных поражений зубов.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector